SpaceX Starship Flight 9. Разбор полёта

Радио «Вселенная и Человек» — Выпуск: «SpaceX Starship Flight 9. Разбор полёта»



В дополнение к сказанному нашими замечательными радио-ботами (они, кстати, построили своё обсуждение на основе прямой трансляции запуска на канале NASA Space Flight), отмечу несколько пунктов:

• запланированное выступление Илона Маска, первоначально назначенное до старта, — о новых планах по колонизации Марса — было перенесено на после... а потом и вовсе отменилось. Сейчас совершенно неясно, состоится ли это выступление хоть в каком-то виде когда-нибудь.

• Бустер 14-2 действительно не планировали ловить, но и взрывать не хотели — он взорвался, скорее всего, по причине разрушения топливопроводов — при попытке запуска двигателей для финального торможения перед затоплением. Разрушение случилось из-за чрезмерно-агрессивного профиля аэродинамического торможения о воздух. Предыдущий полет этого же бустера на возвратной траектории был куда более мягким. Но это — часть испытаний — выяснить, до какого предела можно плющить бустер о воздух.

• Для второго полета двигатели бустера отработали на этапе подъема фантастически идеально. То есть B14-2 от старта и до разделения функционировал явно лучше многих своих предшественников.

• Вскоре после разделения в двигательном отсеке S35 начался пожар — было видно, как дно корабля прогорает изнутри. И этот пожар был успешно потушен (по работе камер трансляции можно догадаться, что — в ручном режиме). Это означает, что созданная после неудачных 7-го и 8-го полётов система пожаротушения показала себя отлично. Но причина, угробившая два предыдущих корабля, так и не устранена. Её воздействие удалось лишь слегка сгладить. Да и то — не очень эффективно. И это определило дальнейший ход полёта.

• Корабль S35 достиг расчетной высоты и скорости полёта, но стал разрушаться. Возникла серьезная и неустранимая утечка топлива, из-за которой корабль сильно закрутило — до 10 оборотов в секунду. Струи топлива — метана или кислорода, или — того и другого — работали как реактивные двигатели. Противостоять их реактивному импульсу ничто не могло. Поэтому, фактически, на том испытания и завершились.

• Люк для выпуска имитаторов полезной нагрузки (макетов спутников Starlink) открыться не смог. Либо это даже не предпринималось, потому что выбрасывать ПН из кувыркающегося корабля вряд ли имело смысл.

• Войти под правильным углом в атмосферу корабль не смог, поэтому его жгло встречным потоком плазмы со всех сторон, а не только с защищенной стороны. В итоге плавники (воздушные рули) прогорели, но держались геройски — до последнего, что, безусловно, еще раз свидетельствует о прочности выбранного сплава. Но этот сплав (особый сорт нержавеющей стали), каким бы прочным и жаростойким он не был бы, противостоять плазме в несколько тысяч градусов не может.

Трансляция прервалась на высоте 60 км — это самая трудная для посадки высота. Продержись корабль еще хоть чуть-чуть, он бы мог добраться до Земли одним кусом. Но — не смог. Будем надеяться, что следующий сможет. Если разработчики в конце концов выяснят, что же со второй версией корабля не так, и из-за чего она упрямо в который раз не хочет летать.

Музыка в выпуске:

• альбом «Межзвёздная миссия» https://neane.ru/rus/4/katalog/0903.htm (поддержите меня покупной альбома, пожалуйста)
• композитор Андрей Климковский

Буду благодарен за любую поддержку. Для поддержки этого канала и моей деятельности, есть специальная страница:

https://klimkovsky.ru/contacts/donate.html

Спасибо

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Почему за столько тысячелетий не меняются звезды?

Летнее солнцестояние 2017

Июль 2025. Астрономический календарь