Космический телескоп имени Эдвина Хаббла исследует комплекс туманностей в Большом Магеллановом Облаке

На этом новом снимке, полученном с помощью космического телескопа «Хаббл» NASA/ESA, изображена туманность LMC N11.
ЕКА/Хаббл и НАСА, К. Мюррей, Дж. Маиз Апелланис
На этом новом снимке, полученном с помощью космического телескопа «Хаббл» NASA/ESA, изображена туманность LMC N11.
Снимок предоставлен: ЕКА/Хаббл и НАСА, К. Мюррей, Дж. Маиз Апелланис

Перевод с комментариями

На этом новом снимке, полученном космическим телескопом «Хаббл» (НАСА/ЕКА), запечатлён облачный звёздный пейзаж впечатляющего звёздного скопления. Снимок сделан в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике, расположенной примерно в 160 000 световых лет от нас в созвездиях Золотая Рыба и Столовая Гора. Масса Большого Магелланова Облака составляет 10–20% массы Млечного Пути, что делает его крупнейшей из десятков малых галактик, вращающихся вокруг нашей Галактики.

Пусть читателя не смущает такой значительный разброс в оценке массы ближайшей к нам галактики. Это действительно может показаться странным, но только — на первый взгляд, ведь оценка массы здесь представлена относительным образом — в сравнении с массой Млечного пути, который мы полностью никогда не видели, и способны изучать непосредственно лишь очень небольшую его часть. Значительная часть нашей Галактики скрыта от нас межзвездной пылью, сосредоточенной в галактическом диске. И полная масса масса Млечного пути для астрономов по сей день является очень неопределенной величиной. А если добавить к этому еще "Тёмную Материю", которая на данный момент неуловима для любых наблюдательных средств и детекторов, и проявляется лишь в гравитационном взаимодействии на галактических масштабах, то степень неопределенности масс даже ближайших галактик только возрастает.

Большое Магелланово Облако является домом для нескольких массивных звёздных колыбелей, где газовые облака, подобные тем, что разбросаны по этому снимку, с течением времени коллапсируют в новые звёзды. Сегодняшнее изображение показывает часть второй по величине области звёздообразования в этой галактике, называемой N11. (Самая массивная и продуктивная область звездообразования в Большом Магеллановом Облаке — туманность Тарантул — часто является целью телескопа «Хаббл».) Мы видим яркие молодые звёзды, освещающие газовые облака и формирующие сгустки пыли мощным ультрафиолетовым излучением.

В этом месте совсем не лишней была бы карта Большого Магелланового Облака (БМО), чтобы читатель мог понять, насколько грандиозен этот объект, насколько богат разного рода звёздообразующими туманностями и звёздными скоплениями (и стоит отметить, что по интенсивности звёздообразования Большое Магелланово Облако многократно превосходит и Млечный путь, и Галактику Андромеды, хотя это не его прямая заслуга, а следствие "гравитационного террора" со стороны Млечного пути, который уже сейчас буквально рвет это "Облако" на части приливными силами, и приводит в движение ресурс свободного водорода, образуя в газовых облаках уплотнения, побуждая его тем самым к формированию протозвёздных туманностей.). Самый масштабный очаг звездообразования в Большом Магеллановом Облаке — туманность Тарантул — легко находится на этой фото-карте чуть пониже центра. А область звёздообразования N11 расположена на периферии этой карликовой галактики (кстати, она тоже спиральная, как Млечный путь, только существенно меньше, а теперь еще и сильно деформирована гравитацией нашей Галактики) — посмотрите в верхний-левый угол: яркое раздробленное пятно недалеко от стрелочек (север и восток) — это и есть N11, но на обсуждаемом сегодня снимке запечатлён лишь небольшой его фрагмент.

Фото-карта Большого Магелланового Облака — карликовой галактики — спутника Млечного пути. Автор снимка: Robert Gendler/ESO
Фото-карта Большого Магелланового Облака — карликовой галактики — спутника Млечного пути. Для более комфортного изучения этого фото-карты есть смысл её скачать.
Автор снимка: Robert Gendler/ESO.
Карта добавлена к публикации переводчиком.

Это изображение объединяет наблюдения, сделанные с разницей примерно в 20 лет, что свидетельствует о долголетии телескопа «Хаббл». Первая серия наблюдений, проведённых в 2002–2003 годах, использовала исключительную чувствительность и разрешение недавно (на тот момент) установленной усовершенствованной обзорной камеры (Advanced Camera for Surveys). Астрономы направили «Хаббл» на звёздное скопление N11, чтобы сделать то, чего ранее никто не делал: каталогизировать все звёзды молодого скопления с массами от 10% до 100 масс Солнца.

На обсуждаемом снимке фактически представлена сумма состояний данного района БМО. Как можно заметить, изображения более чем 20-летней давности хорошо сложились с современными. Это как-будто свидетельствует об отсутствии заметных изменений. Но итоговое композитное изображение адресовано налогоплательщикам. Сами же астрономы более интересуются не сложением изображений, сделанных в разные годы, а их разностью, обнажающей самые малые различия и произошедшие за это время изменения. Нам это здесь не показали. Но повторный снимок этой области неба сделан в первую очередь для выявления динамики в областях активного звёздообразования. И она там обязательно присутствует. Но для большинства людей эти изменения могут показаться незначительными (хотя для науки они очень велики). Зато суммирующий снимок действительно производит впечатление, особенно когда осознаёшь, что этот клочок другого звёздного города столь далёк от нас.

Второй набор наблюдений был получен с помощью новейшей камеры «Хаббла» — широкоугольной камеры 3. Эти изображения фокусировались на пылевых облаках, пронизывающих скопление, что дало нам новый взгляд на космическую пыль.

Стоит добавить, что для того, чтобы было в принципе было возможно получать снимки далеких объектов с разницей в десятилетия, наши наблюдательные средства должны суметь столько времени продержаться работоспособными. Телескопа имени Эдвина Хаббла это в особенности касается, ведь его последний ремонт и модернизация состоялись более чем полтора десятилетия назад. И хотелось бы, чтобы этот космический глаз астрономии прослужил как можно дольше — еще бы пару десятилетий. Лично мне его снимки представляются не менее значимым, чем те, что шлёт из точки Лагранжа L2 фаворит заатмосферной астрономии "Джеймс Уэбб" — как минимум за счет ультрафиолетовой области спектра, которая Хабблу доступна, а Уэббу — нет, но и за счет отсутствия у оптики Хаббла столь вопиющей дифракционной замыленности снимков.

PS: Изображение в оригинальной публикации ошибочно промаркировано как N44. Пришлось прояснить этот вопрос. И оказалось, что в действительности это всё же N11, но N44 — в чем-то похожая и тоже очень масштабная область звёздообразования в Большом Магеллановом Облаке.
Оригинальная публикация: «Hubble Surveys Cloudy Cluster»
Автор: Claire Andreoli
Дата: 12 сентября 2025
Перевел и прокомментировал: Андрей Климковский
Комментарии переводчика оформленны в виде цитат.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Почему за столько тысячелетий не меняются звезды?

Летнее солнцестояние 2017

Июль 2025. Астрономический календарь