Немного внегалактической красоты
Тристан Петроски (Tristan Petroskey) — любитель астрономии их маленького американского городка Донегал (штат Пенсильвания) за несколько ночей собрал 10 часов экспозиции самой популярной галактики (после Млечного пути, конечно) — туманности Андромеды. Астрофотограф смеется, что всем она уже надоела, но он всё равно решил её сфотографировать и опубликовать.
Everyone is probably sick of seeing this galaxy lol. I have 10 hours of exposure time on it now, making it the highest amount of data I've ever collected on an object since I started astrophotography at the beginning of the year (still nothing compared to the 40+ hours some astrophotographers get).
Оригинал наверняка гораздо детальнее, но это всего лишь JPG из Facebook
До начала эпохи цифровых технологий астрономы фотографировали слабые диффузные протяженные объекты следующим образом:
В кассету вставлялась фотопластинка (тонкая стеклянная пластина со слоем светочувствительной эмульсии). Размеры пластинок были разными - 10х10 см, 15x15 и даже 30x30 см. Кассета помещалась в фокальной плоскости астрографа - специального телескопа, предназначенного исключительно для фотографирования небесных объектов. Параллельно астрографу был установлен гид - небольшой визуальный телескоп - в него как раз нужно было смотреть глазом, причем, несколько часов подряд. Астроном удерживал некоторую определенную звезду (это так называемая "звезда ведения") на перекрестье в поле зрения гида. Открывалась заслонка, начиналась крайне длительная экспозиция. Астроном не мог отлучиться даже по естественным надобностям. Конечно всю конструкция вокруг полярной оси поворачивал часовой механизм, но точности его ходя для получения качественного снимка было недостаточно и все зависело от искусства наблюдателя, который специальными микрометрическими ключами корректировал движение огромного инструмента.
Бывало, что экспозиция длилась несколько ночей. Кассету не вынимали, и телескоп не трогали до следующей ночи. Просто закрывали заслонку, а с началом следующей ночи вновь наводились на "звезду ведения" и продолжали облучать фотоэмульсию звездным светом.
Обидно было бы потом запороть пластинку при проявке или вообще случайно разбить. А ведь такое бывало, и бывало не редко.
Большая часть часть фотографий далеких галактик и даже туманностей нашей Галактики в прошлом столетии были получены именно таким непосильным трудом и мучениями - представьте, что Туманность Ориона можно было качественно снять только зимой - лютый мороз.
Фотография Туманности Андромеды на обложке классического учебника астрономии для 10 класса (автор - выдающийся советский астроном Борис Александрович Воронцов-Вельяминов) была получена с помощью описанной технологии, и в те годы считалась эталоном астрофотосъемки.
Использовались для получения подобных снимков исполинские телескопы весом в несколько тонн.
Но прошло всего несколько десятилетий, и теперь любители астрономии, обладая гораздо более скромной по размерам и весу техникой, делают снимки не то, что бы не хуже, а на порядок лучше тех, какие раньше удавались лишь профессионалам в самых оснащенных обсерваториях.
И конечно, никто не мерзнет часами на морозе. Современные системы ведения по звезде полностью автоматизированы. И конечно никто не использует фотопластинки - им на смену пришли ПЗС-матрицы довольно компактных размеров. Но и на них никто не накапливает свет часами - делают серии коротких экспозиций. Правда серии могут быть очень большими - десятки тысяч кадров, которые потом складываются в специальных программах, и в итоге получается так, как-будто свет непрерывно накапливался десятки часов. И такой подход гораздо практичнее, ведь если несколько кадров в серии окажутся непригодными, испорченными, их можно просто выкинуть и использовать только самые лучшие. Но если экспозиция одна и очень долгая, любая ошибка испортит всю многочасовые работу.
Комментарии
Отправить комментарий