Ночь с 10 на 11 августа 2022. Луна в перигее. Знакомимся с околополярными созвездиями — часть 3
В ближайшую ночь естественный спутник нашей планеты — Луна — подойдет к Земле на минимальное за месяц расстояние. такое явление в астрономии называется прохождением перигея орбиты.
На орбитах спутников Земли, большая часть которых имеет искусственное происхождение, есть две важные точки — перигей и апогей. Перигей — ближайшая к центру системы “Земля-спутник”, апогей — наиболее от центра удаленная. Если бы орбита спутника Земли оказалась бы круговой, то говорить было бы не о чем — все точки были бы равноудалены от центра масс системы. Но такое бывает только в математике. В физике (или — иными словами — с жизни) круговых орбит не существует. Любая орбита обладает некоторой эллиптичностью (вытянутостью) — в большей или меньшей степени.
Орбита Луны имеет достаточный эксцентриситет (вытянутость), чтобы об этом имело смысл говорить. И расстояние до Луны меняется в значительных пределах.
Минимальное расстояние составляет 356 400 километров, а максимальное — 406 700 км. Как можно заметить, разница составляет более 10%. В соответствии с изменением расстояния до Луны меняется её видимый размер — от 29′20″ до 33′32″.
Если кто-то из моих читателей не знаком с угловыми величинами, сообщу, что вся окружность горизонта составляет 360 градусов. И при среднем угловом размере Луны около ½ градуса, в окружность горизонта можно вместить 720 лун (то есть — вдвое меньше, чем градусов в горизонте… хотя, нет — только 694 луны, потому средний угловой размер Луны чуть-чуть больше, чем ½ градуса). 1 угловой градус содержит 60 угловых минут, обозначаемых одинарным коротким штрихом после цифры. Одна угловая минута вмещает 60 угловых секунд (двойной короткий штрих вверху после цифры).
Средний угловой размер Луны составляет 31′05″ — более чем на минуту дуги превышает полградуса.
Теоретически считается, что глаз способен увидеть раздельно два точечных объекта, угловое расстояние между которыми более 2 минут дуги. Это очень завышенная оценка зрительных способностей среднего человека, который не видит раздельно объекты, разделенные расстоянием и в 3’ и даже 5’. Помните историю про Мицар и Алькор — двойную звезду в ручке Ковша Большой медведицы, с помощью которых древние арабы проверяли зрение своих лучников? Между этими звездами 12’ (угловых минут), и половина землян не способны увидеть эти звезды раздельно.
Обратите внимание, что разница между самой большой Луной в перигее и самой маленькой в апогее составляет всего 4 минуты дуги. Но чтобы суметь это осознать, заметить объективно, а не выдумать, нужно иметь перед собой какой-то пример для сравнения.
Вот, было бы на небе сразу две луны — большая и маленькая! Я вполне допускаю, что в таком случае большинство людей заметили разницу и точно указали бы, как из Лун на небе больше. Потому в таком случае сравнение происходило бы не только по угловому поперечнику, но и по площади, которая растет обратно пропорционально квадрату расстояния (то есть существенно быстрее) и по яркости.
Но такого не бывает. Луна у нас одна, как ни жаль. И астрономы, чтобы заметить изменения углового размера Луны используют особые угломерные инструменты. У кого дома есть угломерный инструмент достаточной точности, чтобы измерить угол с точностью хотя бы до минуты дуги? Школьный транспортир не предлагать.
А раз сравнить не с чем, человек волен выдумывать. И это происходит по следующему сценарию:
- Луна низко, значит, большая.
- Луна высоко, значит, маленькая.
Почему человек так решает каждый раз одинаково? Виноват психологический аспект нашего зрительного восприятия. В двух словах: “Раз низко, значит близко. Если высоко, значит — далеко”. И человек убеждает себя в этом. Способность к самовнушению у человека развита сильнее, чем у любого другого существа на планете. Есть чем гордиться.
А если более подробно, то у меня есть отдельная статья о том, почему нам кажется или не кажется, что Луна больше или меньше.
В ночь с 10 на 11 августа луна будет одновременно и близко и низко — это взрывоопасное стечение обстоятельств. И при хорошей погоде гарантирует лавинообразный рост постов в соцсетях о необыкновенно большой Луне. Что ж, порадуемся за людей — лучше писать о Луне, чем об имперском величии или о котиках.
А я добавлю, что в этот раз Луна пройдет хоть и ближе обычного к крышам наших домов, но не на рекордно малом расстоянии. В самом начале обзора я упомянул, что минимальное расстояние до Луны составляет 356 400 км, но в этот раз 359 825 — на три с половиной тысячи километров больше, чем кто-то мог бы ожидать.
Увы, этот перигей не рекордный.
Но не будем умалять достоинства предстоящего события. Луна будет почти полной — фаза составит 97%. Угловой диаметр Луны окажется 33’14”, что лишь на 18 секунд меньше максимума. В Москве луна поднимется над горизонтом менее, чем на 9 градусов. Солнце в самый короткий день в году — 22 декабря — поднимается выше (11 градусов). Так что луну надо будет еще суметь отыскать за крышами многоэтажек.
Но если уж Вам это удастся, не упустите возможность посмотреть чуть выше Луны.
Прямо над Луной, но в 3 раза выше над горизонтом, чем Луна, будут сиять достаточно яркие звезды — Альфа и Бета Козерога. Они интересны тем, что это оптически двойные звезды — расположенные визуально довольно близко, но в пространстве очень сильно разнесенные. Нас будет интересовать прежде всего Альфа Козерога, известная с античных времен как “Альгеди”. При внимательном рассмотрении обнаруживается, что состоит Альгеди из двух звезд 4-й звездной величины (а вместе они светятся почти как третья звездная величина), разделенных промежутком 6 угловых минут — в 2 раза меньше, чем между Мицаром и Алькором в ручке Ковша Большой Медведицы. и если экзамен для арабского лучника Вы успешно сдали, попробуйте теперь этот тест: Разделите невооруженным глазом Альфу Козерога. Если у Вас это получится, то с некоторой натяжкой можно допустить, что и разницу между угловыми размерами Луны в перигее и апогее Вы заметить сможете. Древние греки её замечали. Но они сравнивали Луну с величиной портика Храма Афины Паллады в Акрополе, глядя на него с неизменной точки. Поскольку Парфенон увеличиться или уменьшиться никак не мог, то стало быть — это луна меняет видимые размеры. Этот способ годится и для наших современников, которые вполне могу сравнивать размер луны с различными зданиями, глядя на Луну из одного и того же окна во время её восхода. Главное — записывать свои измерения: “Сегодня луна взошла, и была по размеру чуть меньше дома номер 5, но больше дома номер 3”. Такой подход уже будет научным.
Еще пара слов об Альфе Козерога.
Каждая из звезд, составляющих эту широкую пару имеет своё собственное имя. Восточная — Прима Гиеди. Западная — Секунда Гиеди. То и другое переводится как “Козленок” — первый и второй. Прима очень далека — 686 световых лет. А Секунда относительно рядом — 105 световых лет.
Есть подозрение, что Прима Гиеди обладает семейством спутников, расположенных значительно ближе к “Первому Козленку” и в любительские телескопы невидимых.
По каким-то причинам Фрэнк Герберт — автор фантастического романа “Дюна” — поселил к этой системе клан Харконненов, дав имя планете их обитания “Гьеди Прайм”, что есть то же самое, что и “Прима Гиеди”.
Бета Козерога — Дабих — тоже является оптической двойной, но её глазом не рассмотреть. зато в бинокль обе эти звездные пары выглядят очень зрелищно.
Аспекты видимости планет в предстоящую ночь практически не отличаются от ночи прошлой. поэтому я лишь дам ссылку на предыдущий обзор.
А сейчас мы продолжим изучение околополярных созвездий, начатое 28 июля 2022 и 29 июля 2022.
Начнем наш урок в полночь.
Отыщем уже знакомую нам Большую медведицу на северной стороной горизонта. Соединим две крайние звезды Ковша и продолжим это направление вверх, пока не уткнемся в Полярную звезду. Мы так уже делали.
Полярная звезда не является очень яркой или очень близкой, или еще какой-то “очень-очень”. Но она всегда располагается над точкой севера, которую несложно определить, опустив линию вниз от Полярной звезды, получив тем самым важное для путешественников навигационное направление.
Полярная звезда возглавляет небольшое и не очень заметное созвездие Малой медведицы. Слышали о нем многие. Видели только любители астрономии, да и то — не все. Фигуру этого созвездия составляют слабые звезды, в городе глазу недоступные. Но все же мы попробуем их отыскать. Вдруг мы не в городе.
На самом деле две звезды, кроме Полярной, в этой фигуре углядеть вполне возможно. Это Бета и Гамма Малой медведицы, именуемые Кохаб и Феркад. Кохаб с арабского переводится как звезда севера. И это не случайно. В эпоху расцвета древней арабской астрономии Кохаб выполнял ту же роль, какую сейчас выполняет Полярная — висел почти неподвижно над точкой севера, и по Кохабу держали курс античные путешественники. Потом прецессия оси вращения Земли за две тысячи лет плавно переместила северный полюс Мира от Кохаба к Киносуре (так раньше называлась у греков Полярная).
Кохаб и Феркад легко обнаруживаются при попытке перемещать взгляд от Полярной в сторону окончания ручки Ковша Большой медведицы. А если вы находитесь в темном месте и желательно не при Луне (ах, сейчас как раз Луна! но Луна в сравнении с городской засветкой гораздо меньшее зло), вы можете рассмотреть и Ковш Малой медведицы — цепочку звезд 4,5 — 5 звездной величины, изгибом протянувшуюся от Полярной в сторону Кохаба и Феркада.
Ровно посередине между парой звезд “Мицар-Алькор” и другой парой “Кохаб-Феркад” сияет довольно заметная звезда Тубан — Альфа созвездия Дракон.
Во времена строительства Египетских пирамид она была вместо Полярной — неподвижно висела над точкой Севера и помогала определять стороны горизонта в темной египетской ночи.
Еще две звезды Дракона находятся правее Тубана — между Полярной и “Черпачком Ковша Большой медведицы”, а самый кончик Драконьего хвоста — между Двумя этими звездами и Полярной, но еще чуть правее. Эта звезда осталась безымянной. Даже греческой буквы для неё не нашлось. Её номер в каталоге Дрейпера совершенно рядовой HD 81817, но я все же сообщу, что светит эта звезда нам с расстояния в 1000 световых лет.
В противоположном направлении от Тубана тянется достаточно продолжительная и извилистая цепочка звезд туловища Дракона, плавно огибающая Ковш Малой медведицы. Запомнить все эти звезды достаточно трудно с первого раза, но они ассоциативно узнаваемы. Поднявшись чуть выше Полярной, шея Дракона изгибается уже в другу сторону, чтобы скорее достичь “Головы Дракона”. Даже Драконы важно не терять голову, тем более, что у нашего небесного Дракона голова всего одна.
Найдем её.
Опять прибегнем к помощи Большой Медведицы. Соединим две крайние звезды Ковша, проведем линию вверх, упремся в Полярную (сколько раз мы так уже делали?), и построим перпендикуляр от этой линии влево — на такое же расстояние, какое пролетели от звезд Ковша до Полярной. Линия приведет нас к неправильной трапеции — четыре звезды разной яркости, но достаточно заметные. Они будут очень высоко в августовском небе, поэтому можно с непривычки ошибиться с перпендикулярами, но если просто посмотреть вверх, то скорее всего Вы увидите эти звезды. Еще одной подсказкой станет голубая красавица Вега — альфа созвездия Лиры, на которую так зачаровано смотрит Дракон всеми своими четырьмя глазами — звездами Головы Дракона.
Дракон — очень непростое для изучения созвездия. И не всякий любитель астрономии нарисует его Вам без ошибки, так что этот урок может потребовать нескольких повторов, что вполне нормально для процесса познания звездного неба.
Вы можете поддержать меня посильной суммой и тем самым способствовать регулярному написанию и публикации познавательных статей и других интересных материалов. Спасибо!
Комментарии
Отправить комментарий